Все началось в июне прошлого года. Комедиограф Ариана Шерин увидела на
двух лондонских автобусах рекламу сайта, сулящего всякому нехристианину
адские муки. Молодая леди возмутилась и задумала контркампанию под
лозунгом «Возможно, Бога нет. Перестаньте переживать и наслаждайтесь
жизнью». Слово «возможно» было позаимствовано из рекламы пива Carlsberg
(«Carlsberg – возможно, лучшее пиво в мире»). Это уловка, призванная
избавить рекламодателя от судебных исков с требованием доказать
истинность содержащегося в рекламе утверждения.
Ариана Шерин призвала британских атеистов скинуться по 5 фунтов, чтобы
«безбожный» слоган мог хотя бы пару недель повисеть на одном из
столичных автобусов. Действительность превзошла все ее ожидания. Деньги
хлынули рекой. В итоге на собранные за полгода 135 тыс. фунтов атеистам
удалось снарядить 800 (!) автобусов по всей стране, а также оборудовать
плакатами ряд станций лондонской подземки. 5,5 тыс. фунтов перечислил в
фонд кампании биолог Ричард Доукинс по прозвищу Ротвейлер Дарвина. Из
людей, известных у нас в стране, атеистов поддержал известный актер и
писатель Стивен Фрай.
То, что задумывалось как протестный жест, превратилось в
широкомасштабную акцию, почти мгновенно вылившуюся за пределы туманного
Альбиона. Автобусы с атеистическими слоганами проехали по улицам
Барселоны, Генуи и Вашингтона. В Канаде вокруг плакатов «Возможно, Бога
нет!» и «Вы можете творить добро без Бога!» развернулась настоящая
борьба. Если в Торонто и Калгари кампания прошла успешно, то в
Галифаксе, Виктории и Ванкувере управления городского транспорта нашли
слоганы слишком вызывающими.
В Британии не проходило и дня без колонки в прессе, посвященной
«атеистическим автобусам». Их тон был преимущественно доброжелательным.
Колумнисты и блогеры на сайте газеты The Guardian иронизировали по
поводу рьяных протестантов, обратившихся с жалобой на «оскорбительный»
слоган в Комитет рекламных стандартов (впрочем, обратившихся
безуспешно). Сочувствие вызвал случай водителя из Саутгемптона, не
пожелавшего садиться за руль «безбожного» автобуса. Впрочем,
сочувствуя, даже колумнисты-христиане признавали за атеистами право на
подобные высказывания и сомневались в том, что каждого шофера можно
снабдить автобусом с рекламой, данной ему «по вере его».
Впрочем, некоторые христиане увидели в акции атеистов брошенную
перчатку – и поспешили принять вызов. В феврале был дан ход сразу трем
контркампаниям. Так называемая Христианская партия во главе с
пятидесятником Джорджем Харгривзом снабдила 50 лондонских автобусов
слоганом: «Бог наверняка существует. Так что вступайте в Христианскую
партию и наслаждайтесь жизнью». Тринитарное библейское общество
разместило на 100 автобусах плакат с цитатой из 52-го псалма: «Сказал
безумец в сердце своем: «Нет Бога!» Наконец, 25 автобусов оборудовала
плакатом русская православная община: «Верьте: Бог есть! Не
беспокойтесь и наслаждайтесь жизнью!»
Завязалась настоящая «война автобусов», которой не видно конца. Этого ли добивались атеисты?
Британские методисты и англикане «атеистические автобусы» не осудили,
заявив, что эта акция – хороший повод для публичной дискуссии о религии
и вере в Бога. В то же время Генуэзская епархия Католической Церкви
слоган местных атеистов: «Плохая новость: Бога нет! Хорошая новость:
проживем и без него!» – назвала «нетолерантным» и «неумным». Конечно,
генуэзцы несколько заострили тезисы своих британских единомышленников.
Но не вызвана ли болезненная реакция католиков тем, что они вдруг
оказались перед кривым зеркалом и в изломах отраженной в нем фигуры
поневоле узнали себя – со своей собственной нетолерантностью,
максимализмом, нежеланием принимать «относительность истины» даже в
качестве условия ни к чему не обязывающей интеллектуальной игры?
Если хотя бы пара десятков верующих в результате атеистической кампании
задумались о предмете своей веры, это пошло лишь на пользу западному
христианству, которому не столько угрожают секуляризм и нравственный
релятивизм, сколько тенденция к превращению религии в
антиинтеллектуальный студень. Впрочем, едва ли британские атеисты
задавались целью оздоровить христианство.
Христианские Церкви пытаются приспособиться к условиям глобального
«религиозного супермаркета». При этом они не видят в неверующих
конкурентов на этом «рынке». Неверие для них воплощено в двух образах –
образе одинокого интеллектуала-агностика и образе секуляризованной
массы, которая вовсе не задумывается о своей вере и неверии. Акция с
«атеистическими автобусами» обозначила новую реальность. Вдруг
выяснилось, что тысячи людей на Западе не просто безразличны к религии,
но готовы заявить о своей сознательной и активной позиции атеистов или
агностиков.
Примечательно, что в Британии и США первыми в изменившихся правилах
игры разобрались протестанты-харизматы, чья стихия – «религиозный
рынок». Они и нанесли ответный удар по новым конкурентам.
Впрочем, атеисты скорее стали заложниками обстоятельств, нежели
действительно стремились конкурировать с религиозными организациями. По
большому счету атеизм не приспособлен ни к рынку, ни к миссионерству.
Атеизм и агностицизм – в принципе индивидуальная позиция, обусловленная
особенностями личной биографии и личных размышлений. Говорить о
«культуре атеизма» в современном мире, в общем, не приходится. Попытки
выстроить такую культуру уже предпринимались в современной истории, и
ничем хорошим ни для религии, ни для атеизма они не закончились. Любое
объединение атеистов условно и неустойчиво, а их протест ситуативен.
Кампания, инициатором которой стала Ариана Шерин, изначально была
сугубо фрондерской. Речь шла о флеш-мобе, стихийном выступлении против
агрессивного миссионерства, скорее призванном констатировать
абсурдность публичной религиозной пропаганды, нежели превратить
атеистов в новую пропагандистскую силу. Неожиданный успех загнал
атеистов в угол – и вот уже «безбожные автобусы» превращаются в
долгоиграющий проект, а сама Ариана Шерин выступает на Би-би-си с неким
аналогом атеистической проповеди.
Захотят ли атеисты играть по непривычным правилам или поспешат свернуть
лавочку? Кто знает, быть может, у нас на глазах формируется некий
«новый атеизм», которого прежде еще не было…
Станислав Минин, НГ Религия
|